Консультация адвоката Услуги адвоката в суде Юридические услуги адвоката Арбитраж

Услуги для организаций

АрбитражКорпоративные спорыЮридическое обслуживаниеЮридическая консультация НедвижимостьВзыскание долговСтоимость

Полезное

Формы документовЮридические услуги Услуги адвокатаКомментарии адвокатаСудебная практикаАдреса судовКонтакты адвоката госпошлина в суд

 

 

Регистрация автомобиля имеющего скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
  Приобретая автомобиль – Вы становитесь его собственником. Согласно действующему законодательству собственник имущества вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. При этом под владением понимается осуществление физической власти над вещью. Пользованием является извлечение из вещи полезных свойств (например, езда на автомобиле).  Распоряжение - это прежде всего совершение с вещью различных сделок, изменяющих юридическое отношение к вещи собственника и дающих права на вещь иным лицам, в том числе отчуждение вещи, т.е. передача права собственности на нее иному лицу. Вроде бы все просто, есть право собственности на автомобиль, катайся, сколько хочешь. Но все же есть некоторые ограничения. Автомототранспортное средство - это объект, гражданский оборот которого частично ограничен специальной регистрацией, установленной п. 3 ст. 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения". Таким образом, если автомобиль не зарегистрирован  в органах ГИБДД, им нельзя пользоваться. Более того, за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, предусмотрена административная ответственность (ст. 12.1. КоАП РФ). При постановке на регистрационный учет работники ГИБДД выявляют автомобили, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов и отказывают в регистрации автомобиля, тем самым лишая возможности водителя пользоваться автомобилем. Возникает вопрос – законно ли отказывать водителю в регистрации автомобиля, если он является добросовестным приобретателем автомобиля? Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения" регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В силу подпункт "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 не допускаются к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов  автомототранспортные средства и прицепы к ним имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки. В соответствии с п. 33 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним"  не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).         Вышеуказанное означает, что Госавтоинспекция вправе отказывать в регистрации автомобилей, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов.       Есть еще надежда на Конституцию РФ, согласно которой гражданин вправе иметь  имущество  в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35).     Между тем, судебные органы не торопится ее применять, а в судебных спорах между владельцами автомобилей и Госавтоинспекцией, становятся на сторону последней.     Так показательно  Определение Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда РФ от 21 мая 2008 г. № 6-В07-52, опубликованное в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации № 4 от 20.04.2009 г.     Определение Судебной коллегии по гражданским делам                         Верховного Суда РФ                    от 21 мая 2008 г. N 6-В07-52                              (Извлечение)       О.  обратился  в  суд  с заявлением, в котором просил признать незаконными  действия  должностного  лица  - старшего госинспектора РЭГ  ОГИБДД  Сапожковского  отдела внутренних дел Рязанской области майора  милиции  А.,  указав  следующее. 8 июня 2006 г. он приобрел автомобиль  марки  "Ауди",  а  12  сентября  2006  г.  обратился  в названное   подразделение   ГИБДД  с  заявлением  о  постановке  на регистрационный  учет  этого автомобиля, в чем ему было отказано со ссылкой  на нормативные документы МВД России. О. указал, что данные действия  являются незаконными, нарушают его права, гарантированные ст.   35   Конституции  Российской  Федерации,  иметь  имущество  в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.      Решением  Сараевского  районного  суда  Рязанской  области  от 18 сентября    2006 г.   заявление   удовлетворено:   на   старшего госинспектора   РЭГ   ОГИБДД   Сапожковского   ОВД   А.   возложена обязанность   поставить  автомобиль  О.  на  регистрационный  учет, заменить  паспорт  транспортного   средства,   выданный  26  января 2006 г. на имя О., на новый.      В кассационном порядке дело не рассматривалось.      Президиум  Рязанского  областного  суда  25  сентября  2007 г. решение районного суда оставил без изменения.      В  надзорной  жалобе представитель Сапожковского ОВД Рязанской области   ссылался   на   то,   что  решение  суда  постановлено  с существенным нарушением норм материального права.      Судебная  коллегия  по гражданским делам  Верховного  Суда  РФ 21  мая   2008 г.   надзорную    жалобу   удовлетворила,   судебные постановления отменила, указав следующее.      В  соответствии  со  ст. 387 ГПК РФ (в редакции, действовавшей на  момент  подачи  надзорной  жалобы)  основаниями  для отмены или изменения   судебных   постановлений  в  порядке  надзора  являются существенные   нарушения  норм  материального  или  процессуального права.      Как  следует  из  материалов  дела,  8  июня  2006  г.  О.  на автомобильном  рынке  в  г.  Люберцы  Московской  области  приобрел автомобиль марки "Ауди" (2006 года выпуска).      В      ходе      проведенного      16     июня     2006     г. экспертно-криминалистическим  центром  (ЭКЦ)  УВД Рязанской области исследования    установлено,    что   бланк   паспорта   названного транспортного  средства,  вероятно,  изготовлен  не на производстве Госзнака,  а  19  июня  2006  г.  при  исследовании автомобиля было выяснено,   что   идентификационные  маркировочные  обозначения  на кузове   и   двигателе   подвергались   механическому  воздействию, выполнены   не   в   соответствии   с   технологией,   используемой предприятием-изготовителем.      Удовлетворяя  требования заявителя и возлагая на госинспектора А.   обязанность  поставить  на  учет  упомянутый  автомобиль,  суд исходил  из  того,  что  О.  является добросовестным приобретателем данного  автомобиля, в возбуждении уголовного дела в отношении него было  отказано  в  связи  с  отсутствием  в  его  действиях состава преступления.      Кроме  того,  президиум Рязанского областного суда, сославшись на  пп.  17,  55,  76 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов  к  ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения   Министерства   внутренних   дел   Российской   Федерации (утвержденных  приказом  МВД  России  от  27  января  2003 г.) и на результаты   проведенной   проверки,   в  соответствии  с  которыми постановлением  от 2 сентября 2006 г. в возбуждении уголовного дела в   отношении  О.  отказано,  указал  на  то,  что  вывод  суда  об отсутствии  препятствий  к  регистрации  автомобиля, принадлежащего О., не противоречит нормам материального права.      Между тем согласиться с такими выводами суда нельзя.      Районный  суд  не  учел,  что  О. обращался в суд не с иском о признании  за  ним  права  собственности  на автомобиль "Ауди", а с заявлением  в  порядке  главы 25 ГПК РФ, в котором просил проверить правомерность  действий  должностного лица РЭГ ОГИБДД Сапожковского ОВД   Рязанской   области,   отказавшего   ему   в   постановке  на регистрационный учет этого автомобиля.      Следовательно,  в  силу  положений  ст.ст.  254,  258  ГПК  РФ предметом  судебного исследования должно было являться соответствие такого отказа требованиям действующего законодательства.      Тот  факт,  что право собственности О. на названный автомобиль никем  не  оспаривалось  и  прав на автомашину никто не предъявлял, правового значения для правильного разрешения дела не имеет.      Согласно  п.  2  ст.  1  ГК  РФ  гражданские  права могут быть ограничены  на основании федерального закона и только в той мере, в какой  это  необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,  здоровья,  прав  и  законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.      Федеральным  законом  от  10  декабря  1995 г. "О безопасности дорожного   движения",  определяющим  правовые  основы  обеспечения безопасности    дорожного   движения   на   территории   Российской Федерации,   установлена   необходимость  регистрации  транспортных средств.      В  силу  п.  3  ст.  15  указанного Федерального закона допуск транспортных   средств,  предназначенных  для  участия  в  дорожном движении   на   территории  Российской  Федерации,  за  исключением транспортных  средств,  участвующих  в  международном  движении или ввозимых  на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев,   осуществляется   в   соответствии   с  законодательством Российской  Федерации  путем  регистрации  транспортных  средств  и выдачи   соответствующих   документов.   Регистрация   транспортных средств    без    документа,   удостоверяющего   его   соответствие установленным    требованиям   безопасности   дорожного   движения, запрещается.      Из   данной   нормы   следует,   что   отсутствие   документа, удостоверяющего  соответствие  транспортного средства установленным требованиям   безопасности  дорожного  движения,  препятствует  его регистрации.   Таким   документом  является  паспорт  транспортного средства,   подтверждающий   техническую  безопасность  автомобиля, номерные  обозначения  узлов  и  агрегатов  которого указаны в этом паспорте.      Представление  на регистрацию автомобиля, номерные обозначения узлов  и  агрегатов  которого  отличаются от приведенных в паспорте транспортного  средства,  по  сути,  означает отсутствие документа, удостоверяющего  соответствие  транспортного  средства  требованиям безопасности  дорожного  движения.  Регистрация  такого  автомобиля прямо  запрещена  п.  3  ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".      Таким  образом,  само по себе приобретение права собственности на  транспортное  средство  не  порождает  безусловной  обязанности органов ГИБДД допустить его к участию в дорожном движении.      Согласно  п.  11  Основных  положений  по допуску транспортных средств   к   эксплуатации   и   обязанности   должностных  лиц  по обеспечению    безопасности    дорожного   движения   (утвержденных постановлением   Совета   Министров   -   Правительства  Российской Федерации  от  23  октября 1993 г. N 1090) запрещается эксплуатация транспортных   средств,  имеющих  скрытые,  поддельные,  измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.      Указом  Президента  Российской  Федерации от  15 июня  1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения"  (в  ред.  от  2  июля  2002  г.)  утверждено Положение о Государственной    инспекции    безопасности   дорожного   движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.      В  силу  подп.  "з"  п.  12  Положения  ГИБДД  имеет  право не  допускать  к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и  выдаче  соответствующих документов автомототранспортные средства и  прицепы  к  ним,  имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.      Решением  Верховного  Суда РФ от 26 сентября 2003 г. оставлено без    удовлетворения    заявление   о   признании   противоречащим федеральному закону подп. "з" п. 12 названного Положения.      При  этом  порядок  регистрации автомототранспортных средств в органах       ГИБДД      установлен      Правилами      регистрации автомототранспортных  средств  и  прицепов  к ним в Государственной инспекции  безопасности  дорожного движения Министерства внутренних дел  Российской  Федерации,  утвержденными  приказом  МВД России от 27 января 2003 г. N 59.      Пунктом   17   данных   Правил  предусмотрено,  что  в  случае обнаружения  признаков  скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной  на транспортных средствах организациями-изготовителями, не   зарегистрированными   в  ГИБДД,  регистрационные  действия  не производятся;   документы   и   регистрационные  знаки,  содержащие подобные  признаки,  задерживаются, с документов снимаются копии, а их   оригиналы  (регистрационные  знаки)  вместе  с  сообщением  об обнаружении  признаков  преступления  передаются в орган внутренних дел  по  месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия   решения   в   порядке,  установленном  законодательством Российской Федерации.      Решением  Верховного Суда РФ от 24 сентября 2004 г. по делу по заявлению  о признании недействующими  первого  предложения  абз. 1 п. 17  и абз. 3 п. 55 Правил названное выше положение было признано не противоречащим     федеральному   законодательству,   а   именно Федеральному  закону  "О  безопасности дорожного движения", а также утвержденным   постановлением   Совета  Министров  -  Правительства Российской  Федерации  от 23 октября 1993 г. Основным положениям по допуску   транспортных   средств   к  эксплуатации  и  обязанностям должностных  лиц по обеспечению  безопасности  дорожного  движения, п. 11  которых также запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих  скрытые,  поддельные,  измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.      Указанные    обстоятельства   не   были   учтены   судом   при рассмотрении   дела,   не  проверено  также  соответствие  действий сотрудников  ГИБДД  изложенным выше положениям нормативных правовых актов Российской Федерации.      По   результатам   проверки   причастность   О.  к  каким-либо противоправным    действиям   не   установлена,   однако   это   не свидетельствует   о   том,   что   приобретенный  им  автомобиль  в обязательном порядке должен быть зарегистрирован органами ГИБДД.